ym(86491852, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });
РУС БЕЛ ENG

Раздел 5. "Качество атмосферного воздуха"

Качество атмосферного воздуха  — изучение степени загрязнения атмосферного воздуха,  выявление причины загрязнения атмосферного воздуха.

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

 

Методика исследований

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы

 

Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны стоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 5 деревьев сосны в 15–20–летнем возрасте мы отобрали 100 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Определив класс повреждения и продолжительность жизни хвои, можно оценить класс загрязнения воздуха по следующей таблице:

Максимальный возраст хвои

Класс повреждения хвои на побегах 2-го года жизни

1

2

3

4

I

I - II

III

3

I

II

III - IV

2

II

III

IV

1

-

IV

V - VI

Условные обозначения класса загрязнения воздуха:

I    –  идеально чистый,                              IV   –  загрязнённый (“тревога”),

II   –  чистый,                                              V –  грязный (“опасно”),

III  –  относительно чистый (“норма”),     VI   –  очень грязный (“вредно”).

Виды повреждения и усыхания хвои могут быть следующими: Рис. 1. Виды повреждения и усыхания хвои: а — хвоя без пятен (КП1), нет сухих участков (КУ1); б — хвоя с небольшим числом мелких пятен (КП2),нет сухих участков (КУ1); в - хвоя с большим числом черных и желтых пятен (КПЗ), усох кончик 2—5 мм (КУ2); г - усохла треть хвои (КУЗ); д - усохло более половины длины хвои (КУ4); е — вся хвоя желтая и сухая (КУ4); КП - класс повреждения (некрозы); КУ — класс усыхания хвои

По результатам исследований заполняется итоговая таблица.

 

Методика определения степени загрязнения воздуха по лишайникам

В лихеноиндикационных исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья. Для оценки загрязнения атмосферы города, районного центра, поселка выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Например, в качестве субстрата может быть использована рябина обыкновенная. Поселок делят на квадраты, в каждом из которых подсчитывается общее число исследуемых деревьев и деревьев, покрытых лишайниками. Отмечают, какие виды лишайников встретились на площадке, какой процент общей площади занимает каждый растущий там вид. Кроме того, указывают жизнеспособность каждого образца: есть ли у него плодовые тела, здоровое или чахлое слоевище. На каждом дереве описывают минимум четыре пробные площадки: две у основания ствола (с разных его сторон) и две на высоте 1,4— 1,6 м. Обследование можно провести по наличию какого-то одного вида лишайников на данной территории, или собрать информацию о его обилии в разных точках, или подсчитать количество всех видов лишайников, произрастающих в районе исследования. Кроме выявления видового состава, определяют размеры розеток лишайников и степень покрытия в процентах. Оценка встречаемости и покрытия дается по пятибалльной шкале.

Таблица оценки частоты встречаемости и степени покрытия по пятибалльной шкале

Таким образом, для каждой площадки описания и для каждого типа роста лишайников кустистых, листоватых и накипных выставляются баллы встречаемости и покрытия. После проведения исследований на нескольких десятках деревьев делается расчет средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа роста лишайников — накипных (Н)листоватых (Л) и кустистых(К). Определение класса загрязнения определяется по лишайникам, растущим на стволах взрослых деревьев (30 – 35 летнего возраста). Молодые деревья для этого не подходят, так как на них кора ежегодно слущивается и лишайники не успевают их заселять.

Оценка лишайникового покрова.

Число видов

Цвет и характер роста

Класс загрязнения воздуха

серый

желтый

накипной

листоватый

кустистый

накипной

листоватый

4 -6

+

+

+

+

+

1

3

+

+

+

+

-

2

2

+

+

-

+

-

3

1

+

-

-

-

-

4

0

-

-

-

-

-

5 - 6

свернуть

Задание 5.2. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: май 

Участники: 

  1. Болохонов Тимофей
  2. Шакалов Кирилл
  3. Помме Анастасия
  4. Селезнева Анна
  5. Борисевич Виктория

 

Атмосфера – газовая оболочка вокруг Земли, распространяющаяся на высоту 100-122 км от поверхности. Во многом от ее состояния зависит общий климат на Земле и локальные изменения в погоде. На нее оказывается воздействие с внешней и внутренней стороны. Изнутри на нее влияют атмосферные выбросы, поднимающиеся в воздух в результате человеческой жизнедеятельности или естественных процессов. Последствия таких выбросов – загрязнение оболочки, влияющее на здоровье живых организмов и на климатические изменения.

Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.

Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причем именно человек играет все большую роль в загрязнении атмосферы. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств.

 

Причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне

ГУО «Улльская средняя школа Бешенковичского района»

 

  1. Близкое расположение автодороги к территории школы и жилым домам. Автотранспорт, оснащенный двигателями, эксплуатация которых влечёт за собой выбросы загрязняющих веществ в воздух.Выхлопные газы от любых видов транспорта загрязняют атмосферу высокотоксичными оксидами азота и соединениями свинца. Для сравнения: они опаснее угарного газа в 10 раз.

2. Близкое расположение производственной котельной установки. Сжигание органического топлива сопровождается  выбросами загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид азота, органические летучие соединения, углеводороды, тяжелые металлы и твердые частицы разного химического состава и размеров.   Одним из основных видов топлива, сжигаемого в котельных установках, является уголь. В нем содержатся различные минеральные негорючие примеси, которые, балластируя уголь, уменьшают его теплоту сгорания, снижают интенсивность и полноту сгорания й обусловливают высокую концентрацию летучей золы в продуктах сгорания. 

 

3.  Близкое расположение зерносушилки.  Источников загрязнения на элеваторе немало: среди них и точки выгрузки автотранспорта, и очистительное оборудование. Один из крупнейших – зерносушилка. Экологическое законодательство рассматривает это оборудование как организованный стационарный источник выбросов. 

свернуть

5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.

Дата выполнения: сентябрь 2022 год

Участники: 5,6,7 классы

 

УТВЕРЖДАЮ 

Директор

ГУО “Улльская средняя школа

Бешенковичского района имени Л.М. Доватора ” 

______________________   В.В. Гаськов

План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

 

 

№  

План  

Сроки выполнения  

Ответственные   

1.   

Озеленение территории школы 

Октябрь, май 

Сотрудники и учащиеся учреждения образования 

2.

Участие в субботниках

Ноябрь, апрель

Сотрудники и учащиеся учреждения образования 

3. 

Участие в акции «Макулатура» 

На протяжении года  

Классные руководители 

4.

Международная акция «День без автомобиля» 

22 сентября 

Сотрудники и учащиеся учреждения образования 

5. 

Исследовательская работа «Комнатные растения в интерьере» (очищающие воздух)

февраль 

Учитель трудового обучения

6.

Озеленение классов школы  

На протяжении года

Классные руководители, учитель трудового обучения, лаборант

Встреча с сотрудниками Бешенковичской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды 

январь, июнь

Учителя начальной школы

8

Экологическая акция «Сохраним зеленую ель»

декабрь 

Классные руководители

Республиканская акция «Неделя леса» (Посадка деревьев, уборка леса) 

апрель, май 

Сотрудники и учащиеся учреждения образования 

свернуть
поделиться в: