РУС БЕЛ ENG

Кибербезопасность

Интерактивное пособие по кибербезопасности для учащихся "#Простые правила: делаем интернет безопасным вместе"

 


Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Однако технологии порождают и новые виды преступной деятельности.

 Владельцы банковских карт, чтобы не стать жертвой киберпреступлений, нуждаются в постоянном повышении уровня своей цифровой грамотности.

  Основные виды киберпреступлений, связанные с хищением денежных средств:

  • мошенничество, совершаемое через социальные сети;
  • «фишинг»;
  • «вишинг».

Профилактика кибербуллинга

Видеоролики на тему профилактики кибербуллинга для родителей, учителей и детейц, тест-тренажёр на тему кибербуллинга, рабочая тетрадь по профилактике кибербуллинга, видео, вебинары

Видеоролики на тему профилактики кибербуллинга для родителей, учителей и детей

https://www.mts.by/unicef/video/

 

Тест-тренажер на тему кибербуллинга

https://www.mts.by/unicef/testing/

 

Рабочая тетрадь по профилактике кибербуллинга для детей и подростков (на русском и белорусском языках)

https://www.mts.by/unicef/workbook/

 

Основано на реальных событиях: видео истории подростков, столкнувшихся с буллингом (основано на реальных событиях)

https://www.mts.by/unicef/stories/

 

Полезный контент: Вебинары о безопасности детей в интернете при поддержке МТС, ЮНИСЕФ и МВД

https://www.mts.by/unicef/useful-content/vebinars/

 

Республиканский вебинар по безопасному поведению детей и подростков в интернете - YouTube

 

Последние новости по проекту

https://www.mts.by/unicef/news/

свернуть

Мошенничество через социальные сети

Вместе с преимуществами и благами, которые дает Интернет, есть и негативная сторона этой технологии. Несмотря на принимаемые меры по профилактике и противодействию киберпреступности длительное время все же фиксируется повышенная интенсивность киберпреступлений.

   Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введения в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.

   Совершая звонок в мессенджере, злоумышленники представляются работниками банков, сообщают что совершается в настоящий момент сомнительный перевод денежных средств и предлагают отменить его. «Для установления личности» предлагают назвать свои данные, в том числе данные карты и личный номер.

   В Новополоцке местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов, переведенных с нескольких ее счетов.

   Или предлагают оказать помощь по отмене операции. Для этого предлагают перейти по ссылке в GooglePlay или AppStore и установить указанную ими известную программу и сказать смс-код, в качестве подтверждения установки. Затем, чтобы проверить баланс, ввести пароль и перейти в свой интернет-банкинг. В свою очередь, установленная программа предоставляет злоумышленникам возможность видеть все происходящее на телефоне или компьютере, в том числе введенный пароль для входа в банкинг.

   После телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, в ходе разговора в мессенджере представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к  компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.

   Злоумышленники также могут представляться сотрудниками правоохранительных органов. Под предлогом совместного разоблачения недобросовестного сотрудника банка, который используя ваши данные, оформил кредит на ваше имя. Убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» вернуть все деньги. При этом суть этой «спецоперации» необходимо держать в тайне.

   Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.

   В августе и сентябре в Орше пожилой мужчина и рабочий завода в трёх банках взяли кредит на сумму более чем на 17 и 15 тысяч рублей каждый и, доверяя собеседникам из Viber, исполнили задания – перевели деньги на указанный киберпреступниками счет. Аналогичное преступление случилось в Витебске, рабочая крупного предприятия наличными взяла два кредита в банках на суммму более 9 тысяч рублей и через терминал перевела их на указанные ей злоумышленниками счета. И это только некоторые примеры.

   Новым способом через общение в соцсети мошенники получили персональные данные банковской карты. 11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой, по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства. В ходе общения с ребенком, можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита.

   Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например фото банковской карты.

  Взломав аккаунт студентки витебского ВУЗа, от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери. Или от имени сестры, прислали сообщение с просьбой оплатить кредит, так как в этом месяце много потратила, а деньги вернет после зарплаты.

   Или например другое сообщение: «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»

Соцсети и элпочта

свернуть

Безопасность в сети интернет

Видеоролики "Безопасность в сети Интернет"

Фишинг

  «Фишинг» – один из методов мошенничества, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца.

   Фишинговый сайт – это сайт или страница сайта точно копирующий настоящий. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар и оформления доставки. В данном случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы (такие как онлайн-консультант) того сайта, который копируют. Назначением является получение от продавца путем введения в ячейки всех данных банковской карты, включая полный номер и трехзначный код с обратной стороны карты. Эти конфиденциальные данные, которые заполучает создатель страницы, дают возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре.

   Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by и подобные.

 

Осторожно Мошенники_картинка визуал1

Защити банковскую карту

Мошенники в Интернете Фишинг

свернуть

Вишинг

«Вишинг» – один из методов мошенничества, который заключается в том, что злоумышленники, подменяя реальный номер телефона на номер телефона банка, и выдавая себя за сотрудника банка или правоохранительных органов под предлогом отмены операции (отмены онлайн-кредита, возврата случайно списанной суммы или разоблачения недобросовестного сотрудника банка) выманивают у держателей платежных карт конфиденциальную информацию – номер, срок действия, трехзначный код на обороте – или побуждают к установке программного обеспечения (удаленного доступа) для действий с интернет- или м-банкингом.

   К примеру: случай произошел в Новополоцке. Местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов.

   Или еще один: после телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, используя мессенджер Viber, в ходе разговора представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к  компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.

   Также, мошенники могут перечислить небольшую сумму денег на вашу карту и позже попросить вернуть деньги на указанные реквизиты. Целью такого обмана является пополнение именно вами какого-то определенного счета, например, как подтверждение готовности оплаты вами за дорогостоящие вещи, взятые мошенником в кредит. В таком случае необходимо обратиться в банк с заявлением о незаконно зачисленной сумме.

Еще одним из предлогов для совершения преступления может быть сообщение о том, что недобросовестный сотрудник банка разгласил ваши личные данные, вследствие чего несколько банков одновременно оформили заявки на открытие кредитной линии. Для аннулирования этих кредитов необходимо обратиться в банки с заявлением на кредит, а полученные деньги нужно будет перевести на указанный специально созданный счет (злоумышленнику) для закрытия случайно оформленного кредита, чтобы не портить кредитную историю.

  Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.

Мошенники в Интернете

свернуть

Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей

НЕЛЬЗЯ

  1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
  2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
  3. Грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно;
  4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
  5. Не встречайся с Интернет - знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

ОСТОРОЖНО

  1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;
  2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
  3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
  4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
  5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

МОЖНО

  1. Уважай других пользователей;
  2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
  3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
  4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
  5. Пройди обучение на сайте «Сетевичок» и получи паспорт цифрового гражданина!
свернуть

Общие рекомендации по защите персональных данных от киберпреступников

Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской платежной карты, срок действия, трёхзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, коды для подтверждения операций из смс-сообщений от банка.

   Подключить услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).

   Не устанавливать программы и не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции. При поступлении звонка в мессенджере от работника банка, закончить разговор и перезвонить в банк самостоятельно.

  При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверять адрес сайта и использовать отдельную карту, хранить на ней небольшие суммы.

  Актуальная информация о совершаемых киберпреступлениях на Телеграм-канале «Цифровая грамотность»: https://t/me/cifgram

sm_full

Финансы 1 вариант1

 

Финансы 2 вариант2

свернуть
поделиться в: