РУС БЕЛ ENG

Группа продлённого дня

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности групп продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (далее - группы продленного дня).
  2. Группы продленного дня открываются в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (далее - учреждения образования) для учащихся I - IX классов.
  3. Группы продленного дня открываются для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей.
  4. Деятельность групп продленного дня осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства.

 

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ, КОМПЛЕКТОВАНИЯ

ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

 

  1. Решение об открытии групп продленного дня принимается учредителем учреждения образования.
  2. В учреждении образования могут открываться группы продленного дня при наличии:

необходимого количества заявлений законных представителей учащихся;

необходимой материально-технической базы;

возможности для организации питания в зависимости от длительности пребывания учащихся в группе продленного дня.

  1. Зачисление учащихся в группы продленного дня и их отчисление из групп продленного дня осуществляются приказом руководителя учреждения образования или уполномоченным им лицом на основании заявлений законных представителей учащихся.
  2. Группы продленного дня могут формироваться из учащихся:

одного класса;

I ступени общего среднего образования;

II ступени общего среднего образования;

I и II ступеней общего среднего образования.

  1. Решение о наполняемости групп продленного дня в учреждении образования принимается его учредителем или уполномоченным им органом. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов, устанавливаемую в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

 

  1. Группы продленного дня функционируют в соответствии с режимом групп продленного дня, который рассматривается педагогическим советом учреждения образования, обсуждается с родительским комитетом и утверждается руководителем учреждения образования или уполномоченным им лицом.
  2. Продолжительность работы группы продленного дня составляет не более 6 часов в день.
  3. Режим группы продленного дня определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, установленными для учреждений общего среднего образования.
  4. Учащиеся во время пребывания в группе продленного дня могут посещать занятия в объединениях по интересам как в учреждении образования, где открыта группа продленного дня, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
  5. Учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляются кабинеты, мастерские, помещения для занятий физической культурой и спортом, библиотека и иные помещения учреждения образования.
  6. Организацию деятельности групп продленного дня осуществляет педагогический работник.
  7. Общее руководство деятельностью групп продленного дня осуществляет руководитель учреждения образования или уполномоченное им лицо.
  • Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня  в соответствии с требованиями СанПиН и возрастными особенностями учащихся.
  • В группе продленного дня созданы условия для полноценного развития личности младшего школьника: воспитания эмоциональной сферы, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных интересов, способностей к самовыражению.
  • В ГПД обеспечено горячее питание (как за счет средств родителей, так и льготное).
  • Ежедневно в группе проводится общеразвивающее занятие на воздухе
  • Продолжительность самоподготовки воспитанников определяется классом обучения. После самоподготовки дети участвуют во внеклассных мероприятиях.
  • Особое место в режиме группы продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Задача воспитателя — сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным.
  • У нашего воспитателя есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий.
  • Воспитатель ГПД создает все условия, чтобы деятельность ребят в свободное время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора или содержания форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. 

ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ

13.40-13.55 подготовка к обеду, обед

13.55-14.45 общеразвивающее занятие в помещении

14.45-16.00 самоподготовка

16.00-16.45 общеразвивающее занятие на воздухе

16.45-17.10 свободная игровая деятельность, подведение итогов дня, уход детей домой

 

ВТОРНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦА 

14.40-16.00 самоподготовка

16.00-16.45 общеразвивающее занятие на воздухе

16.45-17.10 свободная игровая деятельность, подведение итогов дня, уход детей домой

Рекомендации по организации работы групп продленного дня в учреждениях общего среднего образования

 

Пунктом 18 статьи 158 Кодекса об образовании Республики Беларусь регламентировано, что в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IX классов.

Порядок деятельности групп продленного дня учреждений общего среднего образования (далее – ГПД) определяет Положение о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 №2011.

Решение об открытии ГПД принимается учредителем учреждения образования при наличии необходимого количества заявлений законных представителей учащихся; необходимой материально-технической базы; возможности для организации питания в зависимости от длительности пребывания учащихся в ГПД.

Зачисление учащихся в группы и их отчисление осуществляются приказом руководителя учреждения образования на основании заявлений законных представителей учащихся.

ГПД могут формироваться из учащихся:

одного класса;

I ступени общего среднего образования;

II ступени общего среднего образования;

I и II ступеней общего среднего образования.

Наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости классов, определенной требованиями нормативных документов, действующих в системе образования Республики Беларусь.

ГПД функционирует в соответствии с режимом работы, который составляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206 (п.п. 124, 131, 175), рассматривается педагогическим советом учреждения образования (протокол заседания педагогического совета), обсуждается с родительским комитетом (протокол заседания родительского комитета) и утверждается руководителем учреждения образования (приказ директора или форма «УТВЕРЖДАЮ»).

Продолжительность работы ГПД составляет не более 6 часов в день. По заявкам родителей необходимо предусмотреть работу ГПД после 18.00 на платной основе.

Режим работы ГПД составляется с учетом особенностей функционирования учреждения. В соответствии с санитарными нормами и правилами в режиме дня учащихся, посещающих ГПД, в обязательном порядке должно предусматриваться следующее:

-дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся I классов;

-двухразовое питание – при пребывании в учреждении образования до 8 часов (до 15.00-15.30), трехразовое – при пребывании более 8 часов (более чем до 15.30);

-получение пищи каждые 3,5 - 4 часа;

-пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов.

Выполнение домашнего задания (с учетом работы дома) во II классе должно занимать до 1,2 часов, III-IV классах – до 1,5 часов, V-VI классах – до 2 часов, VII- VIII классах – до 2,5 часов, IX классе – до 3 часов. Домашние задания учащимся I класса не должны задаваться в течение всего учебного года.

Организацию деятельности ГПД осуществляет педагогический работник - воспитатель. Общее руководство осуществляет руководитель учреждения образования.

Учащиеся во время пребывания в ГПД могут посещать занятия в объединениях по интересам как в учреждении образования, где открыта группа, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Если занятия проводятся за пределами учреждения образования, ребенок может проследовать туда только в сопровождении взрослого. Ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся во время проведения занятий в объединениях по интересам возлагается на педагогов дополнительного образования, что оформляется приказом руководителя учреждения.

Уход ребенка из ГПД без сопровождения родителей возможен только на основании заявления законного представителя ребенка, в котором конкретно указываются: причина, день и время ухода, кому доверяют забрать ребенка (примерная форма заявления прилагается). При этом родителям следует разъяснить о мере их ответственности за обеспечение безопасности для жизни и здоровья детей. Телефонные звонки родителей, устные договоренности с родственниками детей и т.д. не являются основанием для самостоятельного ухода ребенка из ГПД.

Заявление должно быть зарегистрировано в учреждении в установленном порядке и рассмотрено директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности). После вынесения руководителем резолюции заявление передается воспитателю ГПД для исполнения.

Посещение учащимися ГПД фиксируется в журнале установленного образца. Помимо отметки об отсутствии ребенка в журнале (отдельном списке учащихся) должна ежедневно делаться запись о времени ухода учащегося без сопровождения родителей. Кроме того, необходимо указать, кто забрал ребенка, или самостоятельный уход ребенка (в соответствии с заявлением родителей). Все записи в журнале (списке) должны оформляться своевременно, заверяться подписью воспитателя ГПД, на которого возложена ответственность за жизнь и здоровье учащихся, зачисленных в ГПД.

Организация самоподготовки

в условиях группы продленного дня

 

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руко­водством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само­образовательной работы, которым в обыденной жизни придает­ся огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их фактическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

·     расширение границ учебной работы;

·     углубление содержания учебных предметов;

·     получение доступных для самостоятельного усвоения зна­ний, умений и навыков;

·     закрепление и повторение изученного на уроках матери­ала;

·     упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

·     развитие интереса к учению;

·     приобретение школьниками навыков самостоятельной ра­боты;

·     формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта фор­ма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домаш­них условиях, а в школьных, содержит в себе самообразова­тельные начала и характеризуется самостоятельными учебны­ми действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

 

Образовательные функции:

1.  Информационная функция заключается в организации ка­чественного закрепления и повторения системы знаний, по­лученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2.  Развивающая функция служит задачам развития позна­вательных интересов учащихся, их потенциальных воз­можностей и познавательной деятельности. В процессе са­моподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3.  Конструктивная функция способствует появлению у школь­ников навыков планирования своей учебной работы, рас­пределения сил и соразмерения возможностей.

4.  Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5.  Творческая функция раскрывается в таком подходе к пе­реработке полученных знаний, когда с их помощью у уча­щихся пробуждается потребность в творческом самовыра­жении.

 

Воспитательные функции:

1.  Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функ­ции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2.  Мотивационная функция формирует у учащихся в процес­се систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самооб­разованию, положительное отношение к учению.

3.  Формирующая функция способствует настойчивому и пос­ледовательному формированию положительных черт харак­тера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, во­левые проявления в достижении цели, активность и мно­гие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4.  Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения ра­бочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самопод­готовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домаш­них заданий1. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

 

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффек­тивное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опи­рается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:

·     подготовка детей к работе (организационный этап);

·     самостоятельное изучение материала;

·     самоконтроль и самооценка;

·     заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффектив­ности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили сво­ей актуальности основные гигиенические, дидактические и вос­питательные требования к организации такого вида деятельно­сти в ГПД.

 

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1.  Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2.  Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3.  Чистота оконных стекол.

4.  Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5.  Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6.  Поддержание нормального температурного режима.

7.  Регулярное проветривание классных комнат.

8.  Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

9.  Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10.     Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11.     Поддержание чистоты и порядка в классе.

12.     Соблюдение школьниками личной гигиены.

13.     Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14.     Проведение «физкультминуток».

15.     Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16.     Устранение шумовых раздражителей.

17.     Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

 

Дидактические требования к самоподготовке:

1.  Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2.  Задания ученики выполняют самостоятельно.

3.  Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопро­верка, проверка воспитателем).

4.  Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5.  Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающи­ми учениками.

6.  Объем и характер заданий регулируются с помощью обо­юдных контактов учителей и воспитателей.

 

К воспитательным требованиям относятся:

1.  Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2.  Использование разнообразных форм одобрения, стимули­рующих любые проявления самостоятельности при выпол­нении домашнего задания.

3.  Содействие прилежному отношению учащихся к самостоя­тельной работе.

4.  Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учени­ков от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5.  Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6.   Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7.  Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

 

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь ука­занными требованиями во время самоподготовки, сможет под­держивать нужный для самостоятельной работы порядок.

В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.

 

Рекомендации по самоподготовке в группе продлённого дня

 

Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это подготовка рабочего места к занятию (необходимые учебники, тетради. Письменные принадлежности, сигнальные карточки, памятки по выполнению домашних заданий).

Воспитатель, показывая на часы, которые обязательно стоят на столе или висят на стене класса, уточняет время, отведённое на выполнение письменного задания, обращает внимание детей на правило «Выполняй домашнее задание правильно, аккуратно, самостоятельно», напоминает детям о правильной осанке и предлагает приступить к выполнению домашнего задания.

Основная задача воспитателя - прививать и развивать навыки самостоятельной систематической работы при подготовке уроков. В ходе самоподготовки воспитатель организовывает самопроверку и взаимопроверку учащимися домашнего задания, затем проверяет сам. Особое внимание уделяет слабоуспевающим и сильным учащимся. Перерыв между выполнением домашнего задания проводят сами ребята в форме физкультминуток. Воспитатель проводит корригирующую гимнастику. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.

Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку.

Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается учениками как оценка, но корректирует поведение детей и воспитывает позитивное отношение к воспитателю и его требованиям.

Выполнение домашнего задания является ограниченным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем.

В свою очередь навыки и умения, предлагаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают своё развитие на уроке. Поэтому тесная связь воспитателя и учителя способствует совершенствованию самоподготовки школьников.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто хорошо потрудился, зачитывая фамилии ребят, чьи тетради оказались в папке Почёта.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

 

1.    Необходимо соблюдать распорядок дня. Начинать выполнять домашнее задание необходимо после не­ большого отдыха и прогулки на свежем воздухе.

2.    Если Вы более интенсивно работаете вначале занятий, то начинать следует с более трудных предметов. Если Вы долго «раскачиваетесь», то лучше начинать выполнять домашнее задание с лёгких предметов.

3.    По тем предметам, где дается сразу и устное и пись­менное задание, необходимо начинать с устного зада­ния, т.е. сперва выучить правила, затем выполнять упражнения.

4.    Очень важное условие успеха - это самостоятельная, систематическая и глубокая работа над устными за­даниями. Это должно быть не простое чтение параграфа. Необходимо: прочитать параграф с карандашом в руках; расчленить параграф на логические отрывки; записать даты и имена на черновик; пересказать параграф.

СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗА­ДАНИЮ ОЧЕНЬ СКОРО ПРИНЕСЕТ ПОЛОЖИ­ТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ СЭКО­НОМИТ МАССУ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОР­ТОМ, МУЗЫКОЙ И ДРУГИМИ ЛЮБИМЫМИ ДЕ­ЛАМИ.

 

 

Правила запрета и правила разрешения во время самоподготовки

Правила запрета

  • нельзя опаздывать на самоподготовку;
  • нарушать тишину;
  • отвлекать товарищей от работы;
  • использовать методы работы, вызывающие шум;
  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
  • беседовать с воспитателем в полный голос;
  • громко давать консультацию;
  • недобросовестно выполнять задания;
  • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Правила разрешения

  • можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  • выходить из класса на время;
  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
  • оказывать помощь товарищам;
  • делать паузы для кратковременного отдыха;
  • обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
  • проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
  • заучивать стихотворения и т. д.

 

 

ПАМЯТКА для учащихся "Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  • всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке;
  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
  • забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

  • прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
  • повтори условие задачи и ее вопросы;
  • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
  • подумай, по какому плану будешь решать задачу;
  • проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

  • прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
  • повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
  • выдели орфограммы в списываемом тексте;
  • прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
  • повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
  • пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
  • проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  • приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
  • тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
  • громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
  • прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
  • через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
  • через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
  • перед сном еще раз повтори стихотворение;
  • утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

 

Памятки.

 

Как готовить задание по внеклассному чтению

  • Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
  • Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
  • Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.
  • Прочитай предисловие или вступление.
  • Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.
  • Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
  • Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.
  • Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
  • Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию кни­ги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.

Как готовить домашнее задание

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  • Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе
  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 2 часа.
  • Выполняй задание четко, аккуратно.
  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
  • Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  • Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.
  • Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания к упражнению.
  • Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу — сначала по смыслу, а потом по написанию.

Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу, нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении, бывает ли так на самом деле.

Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое слово по порядку по слогам и проверять, подходят ли буквы к слогу, нет ли пропуска.

Как найти нужную книгу в библиотеке

  • Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
  • Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг.
  • Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.

Как научиться правильно списывать предложение

  • Прочитай предложение.
  • Найди непонятные слова и выясни их смысл.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверить. Устно подбери проверочные слова, вспомни правило.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь написанное, читая каждое слово по учебнику по слогам.

Как отвечать на вопрос

  • Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
  • Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
  • Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.
  • Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словам

Как проверять безударную гласную в корне слова

  • Поставь в слове ударение.
  • Обозначь корень слова.
  • Подчеркни безударную гласную в корне.
  • Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.
  • В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.
  • Например:
  • Гроза — грозы, далекий — даль, ослабел — слабый.
  • Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение

Как проводить разбор слова по составу

  • Выясни смысл слова.
  • Определи часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)
  • Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.
  • Обозначь основу.
  • Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.
  • Назови по порядку все части слова.

Как работать с учебником

  1. Работайте с заголовком.
  • Прочитав заголовок, остановись.
  • Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
  1. Работай с текстом.
  • Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
  1. Веди диалог с автором.
  2. Выделяй главное.
  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки.
  • На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь, перескажи текст по плану. Проверь себя.
  1. Работай с вопросами в конце текста.
  • Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.

Как решать задачу по математике

  • Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.
  • Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
  • Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.
  • Повтори задачу по краткой записи.
  • Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
  • Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.
  • Составь план решения задачи.
  • Запиши решение задачи.
  • Перечитай вопрос.
  • Запиши полный ответ задачи.

Как решать примеры.

  • Перепиши пример.
  • Определи, как решать пример — устно или письменно.
  • Определи порядок действий.
  • Выполни действия; при необходимости записывай промежуточные результаты.
  • Запиши окончательный результат.
  • Проверь свои вычисления.

Учим стихотворение

  • Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  • Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.
  • Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение, интонацию, ритм.
  • Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить.
  • Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  • После того как приготовишь остальные уроки, еще два—три раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  • Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  • Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее:

  • Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
  • Выучи первый отрывок.
  • Выучи второй отрывок.
  • Повтори первый и второй отрывки вместе.
  • Выучи третий отрывок.
  • Расскажи наизусть все стихотворение.
  • Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  • Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Методические рекомендации к проведению спортивных часов

 

Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.

Занятия проводятся воспитателем или специалистом, имеющим специальное образование. На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:

  • создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
  • достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
  • продолжение совершенствования жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
  • закрепление у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке и проведении занятий.

Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют обще развивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах, катание на коньках, санях, плавание, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры. Занятия проводятся ежедневно, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий.

Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня. При этом следует ориентироваться на следующее деление по возрастным группам: I - II, III - IV, V - VI, VII - VIII, IХ - X классы, но при этом следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей.

Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.

В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячам булавами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.

В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.

Среди подвижных игр предпочтительнее народные, умелое использование которых обогащает содержание занятий.

Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. Детям менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления

 

Внешние признаки

Небольшое

Среднее

Выраженное

Окраска кожи

Лёгкая

Значительная

Бледность или синюшность

Потливость

Незначительная

Большая

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Страдальческое

Характер дыхания

Учащённое, ровное

Учащённое, периодически глубокие вдохи и выдохи

Резко учащённо, поверхностное или аритмичное

Координация движений, внимания

Чёткое выполнение команд

Неуверенные движения, нечёткое выполнение команд

Дрожание конечностей, отставание в ходе от группы

Жалобы

Нет

Усталость, боль в мышцах, сердцебиение

Головокружение головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость

При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.

Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.

Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.

Вместе с тем, физкультурные занятия в продлённом дне не должны быть отданы на самотёк. Наоборот, ими следует умело управлять, руководить, направляя действия ученического коллектива, поощряя инициативу. Для этой цели важно тщательно продумывать содержание формы занятий и, учитывая интересы учащихся постоянно наблюдать за их отношением к тем или иным видам физических упражнений, чаще разнообразить набор подвижных, народных и спортивных игр.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности. Например, начать занятия с медленного равномерного бега, чередуемого с ходьбой, бегом «змейкой», с изменением направления, с преодолением небольших препятствий (гимнастическая палка, прыжковая планка, естественные преграды). Длительность бега, высота и сложность препятствий выбирается в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега следует выполнить несколько обще развивающих упражнений типа потягиваний, наклонов, приседаний, выпадов, махов и др. Затем перейти к упражнениям, запланированным на данном занятии.

Можно использовать и другие варианты начала занятий. Например, провести с учащимися одну-две подвижные игры, эстафеты, включающие бег, ходьбу, преодоление препятствия и т.д. с постепенно увеличивающейся нагрузкой.

Организованная часть занятий под непосредственным руководством воспитателя должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных учащимся на уроках физической культуры как домашние задания.      

Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках физической культуры.

Время для спортивного часа выделяется исходя из примерного режима продлённого дня, предусматривающего пребывание детей на открытом воздухе, занятия играми, прогулки.

Учащиеся I - III классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:

♦ упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;

  • ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
  • бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления но сигналу, в нарах с различными передачами мяча;
  • прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку;

♦ метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.

При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству учащихся в группе.

Однако в основе занятий с учениками I - III классов должны быть подвижные и народные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и незнакомых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.

При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении учебного заведения, в рекреациях. В этих случаях используются игры низкой и средней интенсивности.

Учащиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность. Разумеется, все эти виды простейших соревнований проводятся в игровой форме и не должны требовать специальной подготовки. Для них интересны также спортивные различные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, удочка, кегли и др.

Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах и коньках, различные игры с зимним инвентарём. Мальчики могут играть в хоккей с шайбой и мячом, причём по этим видам желательно проводить простейшие соревнования.  Однако зимой не следует ограничиваться занятиями лыжами, коньками, санками, хоккеем.

Можно и нужно заниматься и другими перечисленными выше упражнениями, но для этого надо соответственно подготовить площадки (утрамбовать снег или очистить от снега).

Предлагаем примерные варианты планирования занятий спортивного часа для учащихся I - III классов:

Весенне-осенний период

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20-30 см (1-3 мин.).

Комплекс обще развивающих упражнений в движении:

  • руки через стороны вверх - вдох, то же вниз выдох (4-6 раз);
  • круги руками вперёд и назад (по 10 раз);
  • руки на пояс, ходьба в приседе - гусиный шаг (15-20 секунд);
  • подскоки толчком двумя в приседе (15-20 секунд).

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам («классики», прыжки со скакалкой, «резинка», футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).

Вариант 2

Организованный выход, построение.

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам.

Зимний период

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).

Эстафета на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.

Катание с горок. Вариант 1 - проехать между лыжными палками, параллельно установленными на склоне («ворота»). Вариант 2 - объезжать лыжные палки (3-4 шт.), установленные последовательно в одну линию на дистанции от старта к финишу (возможно проведение соревнований на время).

Самостоятельные игры и развлечения по интересам с использованием санок, лыж, коньков и др.                                        

Вариант 2

Организованный выход, построение.

Подвижные игры.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам.

 

Методические рекомендации

по организации экскурсии в распорядке дня

группы продленного дня

 

Продленный день создает благоприятные условия для ре­гулярного проведения экскурсий.

Экскурсии бывают многоцеле­вые и одноцелевые или комплексные, т.е. входе их решаются либо одна, либо несколько задач. Знания, сообщаемые на эк­скурсии, носят, как правило, природоведческий и обществовед­ческий характер.

Экскурсия — общеразвивающее занятие в группе продлен­ного дня, составная часть системы занятий на открытом возду­хе. Длится она от 2 до 2,5 часа.

Отличительные особенности этой формы воспитания — показ и объяснение наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательная, двигательная и досуговая деятель­ность школьников.

Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и вос­становить умственную работоспособность детей; с другой — не­навязчиво организовать их познавательную деятельность.

Общие задачи экскурсионных занятий следующие:

· сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;

· развить социально значимые потребности заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;

· воспитать общие способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.

Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд требований:

1. Двигательная деятельность детей должна быть домини­рующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на останов­ках.

2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.

3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.

4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковре­менными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.

5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая инфор­мация.

6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.

Воспитатель сообщает тему, цель, маршрут экскурсии, рас­пределяет обязанности между школьниками, проверяет их одежду, обувь, оценивает соответствие их сезону и погоде, пре­дупреждает о соблюдении осторожности на некоторых этапах маршрута.

Иногда бывает полезно прервать экскурсию на короткое время, собрать воспитанников и дополнительно разъяснить свои требования.

Завершая экскурсию, воспитатель предлагает им прове­рить чистоту одежды и обуви. Кратко подводя итоги, воспита­тель дает оценку поведения детей.

Особенность этих занятий состоит в том, что они проходят на воздухе. При ненастной погоде экскурсия может быть пре­рвана или сокращена. В зависимости от настроения группы воспитателю порой целесообразно изменить содержание деятельности учащихся. Ему важно сохранить бодрое и радостное настроение воспитанников. Импровизированные развлечения и забавы помогают в этом.

Для учащихся первых — четвертых классов необходимо под­готовить четкие программы экскурсий, предусматривающие последовательное и систематическое расширение кругозора школьников. Экскурсия как бы вводит детей в жизнь. Эта форма предъявляет воспитателю повышенные требования. Ему нужно тщательно подбирать материалы, быть готовым к ответу на самые неожиданные вопросы. Желательно, чтобы к про­ведению экскурсий, особенно на предприятия, привлекались местные специалисты.

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен удачно избрать ее объект.

Особое внимание воспитатель уделяет маршруту. Нельзя допускать, чтобы экскурсии проходили по одним и тем же мес­там.

Протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км, в подростковых — до 5 км. Кольцевые маршруты имеют преиму­щество перед радиальными. Движение по радиальному мар­шруту больше утомляет учеников.

Воспитатель составляет план экскурсионной работы, кото­рый включает схему объектов и маршрутов экскурсий с учетом возраста детей.

Необходимо менять источник информации, с тем чтобы при­дать новизну занятию. С этой целью можно привлекать роди­телей, других взрослых, старшеклассников и самих детей к ор­ганизации экскурсии. Общение с различными людьми расши­ряет знания о жизни окружающих людей, возбуждает любо­пытство и уважение к ним, повышает их авторитет в глазах школьников.

На изучение климатических особенностей родного края це­лесообразно запланировать в I—IV классах три экскурсии в год. Осенью, зимой, весной учащиеся наблюдают одни и те же объекты, отмечают изменения в растительном, животном мире, на водоемах, в почве. Сопоставляя факты, впечатления, они приобретают знания о местных климатических особенностях, о приспособлении человека к изменяющимся природным ус­ловиям.

В процессе каждой природоведческой экскурсии формирует­ся бережное отношение к окружающей природной среде. При показе и объяснении различных явлений целесообразно применять средства топографии. Понимание топографических знаков обогащает школьников знаниями прикладного характера.

Важное  значение для  познавательной  деятельности  детей имеют обществоведческие экскурсии. Они  раскрывают трудовую деятельность людей, живущих в данной местности. Воспи­татели используют эти занятия для углубленной профориентационной работы с детьми, для психологической и нравственной их подготовки к труду. Темы обществоведческих экскурсий мо­гут быть следующими: «Объекты труда людей в родном краю», «Процессы и специализация труда людей», «Материальные результаты труда», «Труд людей по благоустройству», «Творчество  людей»,  «Общественная  деятельность  людей»,   «Трудовые  боевые традиции родного края».

Экскурсионная деятельность ценна тем,  что  во время нее можно  собрать  материалы  различного  назначения:   раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка  или музея, образцы  местных полезных ископаемых,  горных пород,  почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края. Экспонаты, собранные учениками, передаются музею.

Методические рекомендации по организации прогулок в режиме продленного дня

 

В режиме продленного дня занятиям детей на воздухе ежедневно отводится 2 часа. В практике работы групп продленного дня воспитатели нередко допускают большую ошибку, считая, что прогулки – это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам, а задача воспитателя – обеспечивать надзор и профилактику травматизма. Иные воспитатели полагают, что прогулки, как главное средство борьбы с гиподинамией имеют только оздоровительной значение, и поэтому организуют лишь игры в мяч, спортивные эстафеты и т.д.

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширения кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Действительно, оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но реализуется она в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, общественно-политической деятельности школьников в различных играх, в общении детей, в их творчестве.

Система прогулок в режиме продленного дня.

Прогулка – это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. Прогулка независимо от ее вида имеет определенную методическую структуру.

  1. Организационный момент. Он включает одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения и технике безопасности, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы.

 

  1. Движение по намеченному маршрутуи выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки.
  2. Краткое подведение итоговпрогулки.
  3. Раздевание детей.

Если цель и содержание прогулки требует организации игр, следует заранее позаботиться о площадке. Можно использовать спортивную площадку. Для проведения прогулок, также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и т.д.

За основу типологии прогулок нужно взять ту ведущую деятельность, с помощью которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Прогулка – наблюдение.

Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы. Уже по дороге воспитатель обращает внимание детей на то, какие деревья и кустарники встречаются по пути, какие птицы остаются зимовать. Эта прогулка может включать элементы игры. Например, можно провести конкурс: «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает каждому ученику за пять минут заменить вокруг и запомнить, как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс можно усложнить заданием: «Кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках?».

Во время этой прогулки может быть организовано наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей.

Прогулка – практикум.

Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль, анализирует и оценивает действия детей. Например, дети учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе.

Прогулка – задание.

Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни группы продленного дня. Младшие школьники получают задание. Выполнение задания – занимает иногда две-три прогулки. Деятельность школьников в ходе таких прогулок станет основой подготовки к школьному празднику. Примерные варианты путевок заданий могут быть следующие. «Узнать и побывать», «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы?». Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Сделать рисунки, фотографии. Задание для прогулки может быть дано и в зашифрованном письме или «секретном» пакете от вымышленного героя, персонажа известной сказки. Например план прогулки «Операция «Клад»». Она обеспечивает двигательную активность детей на воздухе, развивает наблюдательность, умение ориентироваться на местности, воспитывает чувство коллективизма, товарищества.

Готовясь к прогулке, воспитатель определяет маршрут игры-поиска, находит места для промежуточных заданий на этапах, готовит красочный конверт с письмом, пакеты с заданиями и сам «клад»- набор книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами».

Перед началом прогулки дети собираются в школьном дворе. Воспитатель объявляет, что получено письмо от Буратино. Дети читают его:

«Дорогие ребята! Я узнал, что в группе продленного дня вы дружно и весело живете,

Хорошо учитесь. Любите читать, рисовать, отгадывать загадки. Вот и я решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами. И так, объявляю операцию под названием «Клад Буратино». Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу около забора вы найдете записку, из которой вы узнаете следующее задание. Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба».

Ваш друг Буратино.

По маршруту поиска в «тайниках» разложены пакеты с заданиями. Некоторые из них могут быть зашифрованы ребусами или цифрами. Примерные варианты заданий.

«Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь налево, пройдите 40 шагов. Здесь увидите металлический предмет на букву «Т», в нем -дальнейший путь движения». Справка от школы вниз ведут ступеньки. Спуститесь по ним. Увидите несколько деревьев. Найдите среди них тополь. Встав лицом к школе, отсчитайте от нее 25 шагов и ищите серый камень, похожий на черепаху. Под ним – пакет», «На спортивной площадке вас ждет пятиклассник Максим. Кто правильнее и быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет». Посмотрите, не отстал ли кто-то из ребят на маршруте «Теперь идите в восточную часть двора. Подумайте, как узнать, где находится восток», «вот вы у цели! Молодцы! Аккуратно достаньте из углубления, прикрытого листьями, подарок. Пусть он поможет вам жить весело и интересно. Буратино»

Прогулка – экскурсия.

Ее назначение - познакомить младших школьников с историей своего края (района, поселка), расширить представления о видах производительного труда взрослых. Такие задачи решают, например, прогулки-экскурсии к мемориальной доске или памятнику. Можно совершать прогулку на стройку.

Прогулка – творчество.

Основная задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой. Этому способствует высокохудожественный рассказ воспитателя о наблюдаемых явлениях природы, чтение стихов.

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки. По такой прогулке полезно провести в классе выставку осенних букетов. Конкурс на лучший рисунок или даже «Праздник творчества».

Прогулка – развлечение.

Забывать об этом виде прогулок, лишать младших школьников возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить, было бы педагогически неверно. Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры, веселые состязания, хороводы. Ритмические музыкальные игры. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом.

Проведение прогулок требует тщательной подготовки воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель не жалел времени и усилий для привлечения к сотрудничеству родителей.

Только педагогически осмысленная система прогулок может стать органической частью целостного учебно-воспитательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она определяет многообразные отношения младших школьников к окружающему миру, к людям, к самим себе.

Методические рекомендации

по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

 

В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня.

Адресуется для воспитателей групп продленного дня.

 

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

  1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
  2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
  3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
  4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
  6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
  7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
  9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
  11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.
  12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  • Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  • Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

  • Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

 

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

  1. I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  • Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
  • Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
  • Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.
  • Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
  • Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
  • Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
    • Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
  • билеты – игрушки;
  • билеты – шапочки;
  • билеты – закладки;
  • билеты – программы и т.д.
    • Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
    • Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
    • Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.
  1. II. Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:
  • Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
  • Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
  • Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
  • Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
  • Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III. Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

  1. IV. Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:
  • слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
  • сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  • самодельные подарки и сувениры.
  1. V. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

 

Литература

  1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.

 

поделиться в: