РУС БЕЛ ENG

Работа педагога социального

консультации

Консультация «Насилие в семье»

Насилие в семье - это вид отношений

 между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

В отношении детей выделяют

 следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

  • Они преподают ребенку урок насилия.
  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
  • Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.
  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

ДЛЯ ВАС,  РОДИТЕЛИ

Если ребенка лишь критиковать,

Он научится все отрицать!

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

Если все время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребенок Ваш будет!

Коль в безопасности будет малыш,

Этим доверье его укрепишь!

А одобрение, чувствуя Ваше,

Он сам себе будет нравиться чаще!

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

                                                  Дороти Ло Нолте

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.   Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.

2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

3.   Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4.   Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5.   Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6.   Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

7.   Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8.   Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.

9.   За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.

10.  Ребенок не должен бояться наказания.

11.  Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.

12.  Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

13.  Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

14.  Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребенка!


Памятки для родителей по правовому воспитанию 


       Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность. 
    1. Когда нарушаются права ребенка? 
∙ Когда нет безопасности для его жизни и здоровья. 
∙ Когда его потребности игнорируются. 
∙ Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения. 
∙ Когда нарушается неприкосновенность ребенка. 
∙ Когда ребенка изолируют. 
∙ Когда ребенка запугивают. 
∙ Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи  решения. 
∙ Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства. 
∙ Когда его личные вещи не являются неприкосновенными. 
∙ Когда егог используют в конфликтных ситуациях с родственниками. 
∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей. 

2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав? 

∙ Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.) 
∙ Его беспокоит личная безопасность и любовь к ней. 
∙ Он часто бывает в плохом настроении. 
∙ Может сбежать из дома. 
∙ Может принимать наркотики или алкоголь. 
∙ Может делать попытки суицид (покушения на свою жизнь). 

4. Что родители могут сделать для своего ребенка? 

∙ Помнить,  что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать. 
∙ Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно. 
∙ Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям. 
∙ Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
∙ Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
∙ Привлекать ребенка для создания семейных правил. 
Дети в обществе наиболее уязвимы. 
Дети, права которых нарушаются часто,  становятся социально и психологически дезадаптированными. 
 

Памятка для родителей 


1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении. 
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели. 
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их. 
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы она осмыслила ее. 
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же. 
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку. 
9. Воспитание - это преемственность действий. 
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. 

Вы должны знать:


1. С кем дружит ваш ребенок. 
2. Где проводит свободное время. 
3. Не пропускает занятий в школе. 
4. В каком виде или состоянии возвращается домой. 

Не позволяйте детям:

1. Уходить из дома на длительное время. 
2. Ночевать в малознакомых для вас человек. 
3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное время вашего отпуска. 
4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой насильственных действий взрослых. 
5. Носить чужую одежду. 
6. Хранить чужие вещи. 

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда: 

- В доме появились чужие вещи (выясните, чьи они) 

- В доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами); 

- В доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем испачканные бинты, закопченный посуду (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов); 

- В доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует); 

- В доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые вызывают состояние одурманивания) 

- Состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о применении ребенком наркотических веществ). 
Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовую образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей. 
 

Несколько коротких правил 

1.Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не за какие-то достижения. 

2.Нельзя никогда (даже в порыве гнева) говорить ребенку, что он хуже других. 

3.Требуйте честно и терпеливо отвечать на любые вопросы.

 4.Учитесь  ежедневно находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 

5.Учить ребенка свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. 

6.Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим малышом. 

7.Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. 

8. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 
9. Оценивайте только поступки, а не его самого. 

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье нарушает личность ребенка. 

11. Принимайте право ребенка на ошибку. 

12.Думайте о детском «банк» счастливых воспоминаний. 

13. Ребёнок относится к себе так, как относятся к ней взрослые. 

14.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вы лучше поймете, как ее воспитывать. 

свернуть

Селезнёва Ирина Анатольевна

  • Должность: педагог социальный
  • График консультаций: Консультации для педагогов: четверг 08.00-09.00 Консультация для родителей: суббота 09.00-10.00 Консультация для учащихся: суббота 10.00-11.00